Технологии нового формата все увереннее входят в сферу торговли в мире и России. Это касается так называемых "магазинов будущего", в которых нет касс и кассиров, очередей и толчеи – а есть только товары на полках, покупатели со смартфонами и умные опции в торговом зале. Во время пандемии, когда массовое скопление людей в супермаркетах не приветствуется, такой магазин без продавцов, в котором покупки можно сделать за 3-5 минут, открывает отличные возможности и для владельцев бизнеса, и для покупателей.
Год назад, в июне 2020, магазин без касс и персонала открыла в Москве "Азбука вкуса", а осенью тенденцию подхватил X5 Retail Group, представив бесконтактный супермаркет "Пятёрочка #налету".
Надо сказать, что в мире беспилотный формат магазинов работает уже несколько лет в США и Китае, где высокая плотность населения часто приводит к очередям в супермаркетах. Первый полностью автоматизированный магазин появился в 2016 году в Сиэтле, через год – в Шанхае. Удобство таких точек продаж оценили многие гиганты отрасли, внедряя собственные технологии и разработки в открываемые торговые объекты.
Многих бизнесменов интересует вопрос безопасности – точнее, воровства в беспилотных точках продаж. Как показал опыт американских и китайских компаний, количество краж в них не превышает средних показателей в обычных магазинах. За поведением каждого покупателя следит система камер, которая распознает жесты, движения рук и при выявлении противоправного поведения подает сигнал системе безопасности.
Скачивая приложение, покупатель соглашается с тем, что несет уголовную ответственность за кражу в беспилотном магазине. Это дает свой эффект, поэтому всплеск воровства ретейлерам не грозит.
Еще один нюанс функционирования магазина без кассира – сколько людей могут войти в него. Тут также разные решения у разных компаний. Например, дверь открывается по одному QR-коду, но ее можно удерживать и пропустить несколько человек внутрь. Однако оплата за все покупки этих покупателей будет списана именно с владельца данного кода.
Немного иначе работает система турникета с методом один скан – один проход. В этом случае для прохода каждого человека из группы нужно приложить один код несколько раз к турникету. Система создает свою онлайн-корзину для каждого из покупателей, но оплата за все товары спишется только с одного счета – того, по чьему коду люди попали в магазин.
Открыть точку самообслуживания обойдется значительно дороже, чем обычной. Причем основная часть затрат придется на лицензированное программное обеспечение, и чем больше магазин по площади, тем дороже его оборудование. В среднем стоимость роботизированного магазина площадью около 80 кв. метров находится в пределах 10-11 млн. рублей (по данным 2020 года).
Следует учесть, что совсем без персонала торговый объект не обходится: надо же кому-то завозить и выкладывать товары на полках, следить за их пополнением, проводить регулярную уборку и т.д. Такие услуги можно выполнять подрядчикам или сотрудникам других подразделений компании.
Тенденции в мировой торговой сфере говорят о том, что формат торговых объектов без персонала, касс и продавцов становится все более популярным и востребованным. А если есть спрос – всегда будет и предложение, и разнообразие технологий и опций «умного» магазина будет только расширяться и совершенствоваться.